ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ в ЮРИСДИКЦИЯХ

Владение и управление компанией – взгляд из Украины

 

Владение
Уставной капитал, а следовательно и акции нерезидентных компаний обычно выражены в иностранной валюте – долларах США, Евро, фунтах стерлингов. Владеть акциями, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте означает, согласно украинскому законодательству, владеть валютными ценностями.  Согласно Декрету КМУ «О системе валютного контроля» от 19.02.1993 года, резиденты Украины могут владеть валютными ценностями за рубежом, такими как акции, облигации, и другие корпоративные права, выраженные в иностранной валюте.

Однако приобретение права собственности на такие валютные ценности является валютной операцией и попадает под режим лицензирования. Национальный банк выдает индивидуальные лицензии на осуществление разовой валютной операции на период, необходимый для осуществления такой операции.

Это означает что лицензированию подлежит осуществление инвестиций за рубеж, в том числе путем приобретения ценных бумаг (акций)… кроме корпоративных прав, акций, полученных физическими лицами в наследство или в качестве подарка (Ст. 5 п. 4е Декрета).

Другими словами лицензию НБУ предварительно получать не нужно, если ценные бумаги (акции, корпоративные права) получены по наследству или в подарок. Следовательно, для владения акциями нерезидентной компании на законных основаниях необходимо получить их в подарок или по наследству.
Практически процедура легализации права собственности выглядит следующим образом. Между номинальным акционером и фактическим бенефициаром заключается Договор Дарения (Deed of Gift). Договор составляется согласно английскому праву или же праву страны регистрации компании, заверяется нотариально и апостилем, и вступает в силу с момента подписания.
Однако не стоит забывать, что получение физическим лицом подарка или наследства в виде валютных ценностей (акций, корпоративных прав) или имущества, должно быть задекларировано и подлежит налогообложению в Украине. За несвоевременную подачу информации о валютных ценностях, ее утаивание и или перекручивание предусмотрено административное наказание в виде штрафа.

Управление
Управление нерезидентной компанией осуществляется в большинстве случаев по доверенности. Для этих целей Директор компании выдает поверенному Генеральную доверенность с весьма широкими полномочиями. Однако существуют риски, на которые стоит обращать внимание.
Во-первых, назначение поверенным бенефициара или сотрудника компании бенефициара, фактически показывает взаимосвязь локальной резидентной компании с нерезидентной. Следовательно, сделки, заключенным между связанными (аффилированными) лицами, подвержены риску признания недействительными, например, при несоблюдении обычных рыночных цен.
Во-вторых, существует риск признания такого поверенного постоянным представительством нерезидента, что влечет за собой налоговые обязательства, как для поверенного, так и для нерезидентной компании. Согласно Налоговому Кодексу Украины термин «постоянное представительство» включает резидентов (физических и юридических лиц), которые уполномочены действовать от имени нерезидента, в результате чего у нерезидентов возникают права и обязательства (в частности, которые могут заключать договора, контракты от имени такого нерезидента).

Такие физические и юридические лица должны на основании доверенности или договора с нерезидентом стать на налоговый учет как постоянное представительство нерезидента в течение 10 календарных дней с момента заключения договора (выдачи доверенности). В этом случае важно учитывать наличие соглашений об избежание двойного налогообложения, а именно определения «постоянного представительства» в каждом конкретном случае. Напомним, что нормы международных договоров превалируют над нормами внутренних законодательных актов.

Счет за рубежом

 

Счет за рубежом

 

Законодательство Украины не ограничивает возможности своих граждан владеть и распоряжаться валютными ценностями в Украине, хотя и выдвигает определенные требования, в частности пояснения об источнике их происхождения. Что касается владения и распоряжения валютными ценностями за пределами Украины, то существует ряд требований и условий, невыполнение которых приводит к административной, а иногда и уголовной ответственности.

Так, статьей 208 Уголовного Кодекса предусмотрена ответственность за незаконное открытие и использование валютных счетов за пределами Украины.

Украинским законодательством, Декретом Кабинета Министров «О системе валютного регулирования и валютного контроля» (далее - Декрет) установлено, что лицензированию подлежат операции по размещению валютных ценностей на счетах и во вкладах за пределами Украины (пп. д) п.4 статья 5), а не по открытию счетов за пределами Украины. Нормы относительно лицензирования открытия счета за пределами Украины не существует.

Следовательно, для открытия счета получение лицензий не нужно.

Согласно Декрету, физическим лицам резидентам Украины на время их пребывания за границей, разрешается открывать счета в иностранной валюте за пределами Украины на срок такого пребывания. Такие счета должны быть закрыты до возвращения в Украину. Для получения возможности распоряжаться счетом после возвращения в Украину, резидент обязан получить индивидуальную лицензию НБУ, о которой речь пойдет далее.

Для открытия счета за пределами Украины физическим и юридическим лицам, резидентам Украины, не нужно получать лицензию. Однако они должны в 3-хдневный срок проинформировать территориальное управление НБУ по месту своей регистрации о факте открытия счета и, до зачисления валютных ценностей, получить Лицензию на размещение валютных ценностей на счетах и во вкладах за пределами Украины (далее - Лицензия).

Порядок выдачи Лицензии регулируется Положением Про порядок выдачи индивидуальных лицензий для размещения валютных ценностей на счетах и во вкладах за пределами Украины, утвержденным Постановлением НБУ  № 485 от 14 октября 2004г. (далее - Положение). Согласно Положению, к валютным ценностям относятся не только иностранная валюта 1, 2 и 3 групп Классификатора, но и банковские металлы и ценные бумаги.

Под размещением валютных ценностей на счетах подразумевается как зачисление валютных ценностей на счет, так и наличие остатка валютных ценностей на счету резидента. Лицензия выдается индивидуально, с указанием имени (наименования) резидента, владельца счета, на срок не более одного календарного года. Для физических лиц существует ограничение на размещение не более 600 тис грн. в год (или эквивалента этой суммы в валюте).

Физические лица подают документы в территориальное управление НБУ по месту проживания (регистрации), юридические лица – в Департамент валютного контроля и лицензирования НБУ. Срок рассмотрения заявления составляет не более 25 рабочих дней, и может быть продлен на 10 дней в случае запроса дополнительных документов.

При этом, НБУ имеет право отказать в выдаче лицензии или же аннулировать выданную ранее, в частности, при негативном заключении специальных органов по борьбе с организованной преступностью, при размещении валютных ценностей на счету до получения Лицензии или с нарушением условий Лицензии, а также при недостаточном обосновании потребности в размещении валютных ценностей и/или проведения операций. 

Получив Лицензию, резидент обязан соблюдать условия Лицензии и требования Положения. А именно, физические лица обязаны каждые полгода (а юридические – ежемесячно) до 15 числа следующего за отчетным периодом месяца, подавать территориальному Управлению НБУ и Налоговому органу по месту регистрации отчет о движении валютных ценностей, а также расшифровку по операциям и копии банковских выписок. Нарушение условий Лицензии и/или требований Положения дает основания для аннулирования Лицензии.

Приведенный выше порядок получения и соблюдения условий Лицензии и требований Положения является обязательным для выполнения. Ответственность за соблюдение валютного законодательства несет физическое лицо, владелец Лицензии, или должностное лицо компании (в случае юридического лица), а также лица, действующие от имени компании, в том числе граждане Украины, постоянно проживающие за рубежом, иностранцы-резиденты, имеющие место проживание в Украине, и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без создания юридического лица.

За нарушение правил валютного законодательства, а именно за размещение валютных ценностей без соответствующей Лицензии НБУ применяются финансовые санкции – штраф в размере, эквивалентном сумме указанных валютных ценностей по курсу НБУ на день совершения операций.

Умышленное игнорирование указанных правил может рассматриваться как уголовно наказуемое нарушение порядка использования валютного счета за пределами Украины и является предметом рассмотрения и применения статьи 208 УК. Карательная мера, предусмотренная уголовным законодательством, варьируется – от финансовой санкции в виде штрафа (до 1000 нмдг) до лишения свободы до 5-ти лет с конфискацией оставшихся валютных ценностей и лишением права занимать руководящие позиции до 3-х лет.

Украинское законодательство вышеуказанными нормами, пытается контролировать деятельность юридических и физических лиц не только в Украине, но за рубежом, что приводит к обратному эффекту – поиску альтернативных способов открытия счетов за рубежом. Одним из них является открытие корпоративного банковского счета на имя нерезидентной, часто оффшорной, структуры, что с точки зрения украинского законодательства, при правильной организации, не является правонарушением законного порядка.

НДС в Евросоюзе

Еврокомиссия опубликовала отчет, в котором указываются все ставки налога на добавленную стоимость в странах-участницах Европейского Союза на 2014 год. Так же предоставлена информация по категориям, к которым применяется пониженная и нудевая ставка налога.

С текстом отчета на английском языке вы можете ознакомиться здесь.

Прозрачность оффшорных компаний в России и Украине.

 

Прибыли офшорных компаний, контролируемых из России, будут облагаться специальным налогом.

Федеральная налоговая служба (ФНС) подготовила соответствующие поправки в Налоговый кодекс РФ. Этой информацией 10 апреля 2012 года поделился obozrevatel.com.

Согласно поправкам, российские компании не смогут списывать на расходы выплаты в адрес фирм, зарегистрированных в странах, входящих в специальный список оффшоров. Любая оплата работ, услуг (в том числе процентов по займам) или активов будет облагаться налогом: 

• 9% - если компания признает, что является бенефициаром оффшорной структуры, и 

• 20% - если компания будет отрицать, что является собственником оффшорной фирмы и налоговики докажут обратное. 

В то же время российская компания сможет вообще избежать налога, если документально докажет, что не является конечным бенефициаром и уплачиваемые на территории офшора сборы меньше российских не более чем в два раза. В то же время, нарушение нормы о раскрытии конечных собственников оффшорных компаний предусматривает финансовые санкции – при сокрытии данных о бенефициарах оффшор может быть признан в России недобросовестным выгодоприобретателем и, следовательно, должен будет вернуть все полученное по заключенным им сделкам.

Ранее, в ноябре 2011 года, Минсоцполитики Украины предприняло попытку ввести 12% налог на операции украинских компаний с оффшорными структурами. Проект был не просто «сырым» - он совершенно не соответствовал поставленной задаче – наполнение бюджета за счет оффшорных операций. 12% сбором на обязательное государственное пенсионное страхование предлагалось облагать операции по перечислению денежных средств на счета или в пользу компаний, зарегистрированных в оффшорных зонах по договорам купли-продажи, переуступки прав или продажи долгов. Выплата дивидендов и процентов по кредитам не фигурировала в данном законопроекте и, следовательно, основной канал движения капитала не затрагивался. 

Уже в январе 2012 года г-н Тигипко предпринял 2-ю попытку усовершенствования украинского налогового законодательства и предложил Проект изменений в Налоговый кодекс Украины о трансфертном ценообразовании, который сейчас вынесен на общественное обсуждение. Проект предусматривает осуществление контроля над сделками, которые осуществляются между связанными лицами. Понятие «связанных» лиц определено как 20% совокупного прямого или опосредованного участия в компаниях или назначение более половины руководящего состава лиц, связанных родственными узами. Данные о «связанности» будут черпаться из открытых источников – ЕГРПОУ, РАГС и др. 

Для определения рыночной цены в контролируемых операциях планируют использовать статистические данные государственных органов и официальные источники информации, цены специализированных аукционов и биржевые котировки, справочные цены баз данных и другие информационные источники, в т.ч. справки экономических отделов в составе дипломатических представительств Украины за рубежом. 

Под контроль попадут операции, предметом которых являются товары мировой биржевой торговли – нефть, газ, цветные, черные и драгоценные металлы и их производные, зерновые, удобрения и маслопродукты – иными словами те товары и продукты, производители которых выходят на IPO. Стоит отметить, что до проведения первичного размещения своих акций на признанных мировых фондовых биржах (IPO) и после соответствующего размещения, каждая компания проходит ежегодный финансовый аудит, результаты которого являются публично доступными (это одно из обязательных условий IPO). В результате аудиторы дают заключение о выполнении норм как местного, так и международного законодательства, в частности выполнения правила «вытянутой руки» (законодательства о трансфертном ценообразовании). 

Контролю будут подвержены операции с компаниями, зарегистрированными в оффшорных зонах. Хотя, если честно, операции с оффшорными компаниями и без того подвержены повышенному вниманию со стороны таможни, налоговой, госрегистраторов. По  умолчанию предполагается, что все сделки с оффшорами осуществляются с единственной целью – неуплаты налогов, и забывается, что уже существующие налоговые ограничения нивелируют экономический эффект таких сделок. Заявления о повышении внимания и контроля оффшорных операций являются не более чем предвыборным популизмом.

Кроме того, под контроль попадут операции, объем которых по идентичным (однородным) товарам (роботам, услугам) превышает 100 миллионов гривен за соответствующий календарный год, в случае если такие операции осуществляются со связанными лицами. Эта норма корреспондируется с нормами Антимонопольного законодательства. Следовательно, законопроектом предлагается контролировать то, что уже контролируется. 

В отличие от украинских, российские законодатели пошли дальше в своем стремлении упорядочить оффшорные отношения и уже приступили к разработке законопроекта, которым предполагается не только дополнительное налогообложение операций с оффшорными компаниями, но и декларирование наличия контроля над оффшорными компаниями. А это соответствует положениям законодательства о контролируемых компаниях (Controlled Foreign Company (CFC), правила которого успешно применяются Европейскими странами, регламентируя отношения между физическими и юридическими лицами резидентами одного государства и компаниями, которые созданы (или подконтрольны) им в оффшорных зонах.

Украинским парламентариям ничего не мешает разработать собственный законопроект, основываясь на опыте европейских стран или США, если бы в том была реальная заинтересованность (благо юристов международников пруд пруди). А пока избранники народа не готовы раскрыть карты своих оффшорных владений, бенефициары оффшорных счетов могут спать... относительно спокойно.

TRANSLATER

ФРАНШИЗЫ

ПАРТНЕРЫ

НАШИ СМИ

ВЛАСТЬ

ИНВЕСТИЦИИ В УКРАИНУ

УКРАИНА - ЕС

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ